Организационная конфликтология

Программа курса

«Управление конфликтами в организации»

 «Мастер не учит, а создает ситуации»

Версия для печати

 

Аннотация. Курс рассчитан на менеджеров высшего и среднего звена.

Ключевая задача:  систематизировать представления о конфликте; исследовать подходы и технологии и управления конфликтами в организации

Каждый модуль рассчитан на 4 академических часа, включает лекционный и практический блоки.

Модуль 1. Измерения конфликтов

Лекция. Измерения организационных конфликтов. Логика решения конфликтных уравнений.

Практикум. Анализ конфликтных ситуаций (ситуации 1-6)

Тематический план. Позитивная ценность конфликта. Мера конфликтности в организации. Организационная конфликтология как область знаний. Уровни конфликта в организации, принцип циркуля, правила уровней. Управление конфликтом: урегулирование и разрешение, эскалация и стимулирование. Формула конфликта: конфликтная ситуация и инцидент, скрытый (латентный) конфликт, ложный и явный (истинный) характер конфликта. Сигналы конфликта: дискомфорт, напряжение, кризис, инцидент. Разрешение конфликта: треугольник удовлетворенности. Элементы конфликтной ситуации: участники, их цели в конфликта, объект. Плоскость рассмотрения конфликта.

Модуль 2. Внутриличностные конфликты: границы и ресурсы управления

Лекция. Источники, архитектура, закономерности использования и возможности управления внутриличностными конфликтами.

Практикум.
(1) Управление внутренним конфликтом: в целях активации и убеждения.
(2) Анализ конфликтных ситуаций (ситуации 7-9)

Тематический план. Внутриличностные конфликты: источники, виды, характеристики, значение, возможности управления, модели разрешения. Структурные модальности личности: хочу, могу, должен. Психологические модели и организационные инструменты управления внутриличностными конфликтами. Компетенции в управлении внутриличностными конфликтами. Субличности, моделирование ролевого конфликта интересов в целях убеждения. Факторы перевода внутриличностного напряжения в межличностный конфликт: самооценка, личностный ресурс, базовые личностные реакции.

Модуль 3. Конфликты персон в организации

Лекция. Источники и пусковые крючки межличностных конфликтов. Конфликты должностных позиций: отличия от межличностных и особенности разрешения.

Практикум. Катализаторы и ингибиторы межличностного конфликта в профессиональном взаимодействии.

Тематический план. Источники межличностных конфликтов: фрустрация, стресс, установка, приписывание, индивидуальные различия. Базовые личностные реакции как основа возникновения эмоционального напряжения в конфликтах. Элементы индивидуальной конфликтной компетенции: самоорганизация, анализ партнера, умение выражать эмоции, умение грамотно слушать. Катализаторы и ингибиторы конфликтов в межличностном взаимодействии. Способы урегулирования межличностных конфликтов. Отличия конфликтов должностных позиций от межличностных.

Модуль 4. Конфликты групп в организации

Лекция. Группа как оппонент: источники, цели и возможности моделирования, логика управления.

Практикум. Бесконфликтное управление групповым взаимодействием при решении проблемных задач.

Тематический план. Групповые нормы и ценности как основа возникновения конфликтов групп: иерархия группы, система статусов (формальный, неформальный, социальный). Факторы и точки управления межгрупповыми конфликтами: рациональная и политическая модели. Конфликт как катализатор групповой динамики: роль лидера в управлении. Точки пластичности группового сознания.

Модуль 5. Сценарии решения конфликтов

Лекция. Организационные (внутренние и внешние) конфликты: источники и модели управления. Логика разработки и оценки сценария управления конфликтом.

Практикум. Разработка сценария решения конфликтных ситуаций (ситуации 11-15)

Тематический план. Организационный конфликт: целей, структурные, ресурсные, индустриальные, нецеленаправленные конфликты. Конфликты подразделений: значение, источники, поддержание баланса эффективной напряженности. Методы и модели управления организационными конфликтами. Взаимосвязь внутренних и внешних конфликтов организации. Логика разработки сценария управления конфликтом: выявление участников, перечень вариантов, фиксация критериев, разработка сценария, анализ конфликтных рисков. Правила и ошибки реализации сценариев управления конфликтами.

Модуль 6. Компетенции в управлении конфликтом

Лекция. Культура конфликта в организации.

Практикум. Виды и этапы посредничества.

Тематический план. Культура конфликта в организации: параметры, преимущества и недостатки. Урегулирование или разрешение конфликтов, фазы развития противоречия (конструктивная, дистанционная, деструктивная). Роль третьей стороны в каждой фазе (фасилитатор, переговорщик, посредник). Тактики работы третьей стороны в конфликте: поочередное выслушивание, давление, директивное воздействие. Методы альтернативного разрешения конфликтов. Переговоры как средство разрешения конфликтов.

 

Экзамен

Задание 1. Ответить на 36 тестовых вопросов по материалам курса.

Задание 2. Провести анализ конфликтной ситуации (6 вариантов); разработать сценарий управления; дать оценку сценария в точки зрения конфликтных рисков.